Preview

Педиатрическая фармакология

Расширенный поиск

Особенности суточного профиля артериального давления у здоровых детей в ходе адаптации к обучению в учебных учреждениях разного типа

https://doi.org/10.15690/pf.v12i4.1422

Полный текст:

Аннотация

Актуальность. Артериальная гипертензия (АГ) является серьезной социально значимой проблемой, в том числе у детей, так как занимает одно из ведущих мест в структуре сердечно-сосудистой заболеваемости уже с подросткового возраста. Своевременное начало профилактики, основанное на адекватной оценке прогноза у детей из групп риска, позволит снизить заболеваемость у них в старшем возрасте.

Цель исследования: охарактеризовать маркеры и выделить факторы, ассоциируемые с повышением АД у условно здоровых детей с учетом комплексной оценки клинико-анамнестических, генеалогических, психологических данных, особенностей суточного профиля артериального давления (АД) в ходе адаптации к обучению в учебных учреждениях кадетского и общеобразовательного типа.

Пациенты и методы. В исследование на добровольной основе включены 199 детей 1–2-й групп здоровья в возрасте от 10 до 12 (11,3 ± 0,02) лет, впервые приступивших к обучению в учреждении кадетского образования или среднем звене общеобразовательной школы, не имеющих на момент исследования жалоб, необходимости приема лекарственных препаратов, влияющих на сердечно-сосудистую систему, а также острых инфекционных заболеваний в течение прошедшего месяца. Исследование проведено в период с сентября 2013 по май 2014 г. в два последовательных этапа, соответствующих первому и второму учебному полугодию. Обследование включало клинико-анамнестический и генеалогический методы, антропометрию, трехкратное измерение АД по методу Короткова, 24-часовое мониторирование электрокардиограммы и АД, регистрацию объема двигательной активности, исследование уровней общей и школьной тревожности и психического напряжения, оценку состояния вегетативной нервной системы, переносимости физической нагрузки, характера и объема дополнительной спортивной нагрузки, объема дополнительной учебной нагрузки.

Результаты. Наиболее значимыми предикторами развития АГ и устойчивости повышенного АД у детей в возрасте 10–12 лет 1–2-й групп здоровья являются значения систолического и/или диастолического АД 90-го и 95-го перцентиля с учетом пола, возраста и роста при одномоментных измерениях; наличие АГ у родственников 1-й степени родства; избыточная масса тела (> 75-го перцентиля для данного возраста и роста) и высокие (> 96 уд/мин) значения средней дневной частоты сердечных сокращений по результатам холтеровского мониторирования. Подтверждены полученные ранее данные о достаточно быстрой адаптации детей к повышенным ежедневным нагрузкам, включая достоверное повышение объема двигательной активности, в пределах программ обучения учреждений кадетского образования.

Об авторах

И. Н. Захарова
Российская медицинская академия последипломного образования Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
Россия

доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии ГБОУ ДПО «РМАПО» МЗ РФ, заслуженный врач Российской Федерации, главный педиатр Центрального федерального округа России Адрес: 125373, Москва, ул. Геpоев Панфиловцев, д. 28, тел.: +7 (495) 496-52-38



Т. М. Творогова
Российская медицинская академия последипломного образования Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
Россия


И. И. Пшеничникова
Российская медицинская академия последипломного образования Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
Россия


М. А. Школьникова
Обособленное структурное подразделение «Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева» ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва, Российская Федерация
Россия


Список литературы

1. Розанов В. Б. Роль генетических и средовых факторов в детерминации факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у детей пубертатного возраста. Автореф. дис. … канд. мед. наук. М. 1992.

2. Falkner B. Hypertension in children and adolescents: epidemiology and natural history. Pediatr Nephrol. 2010; 25: 1219–1224.

3. Strong J. P., Malcom G. T., McMahan C. A. et al. Prevalence and extent of atherosclerosis in adolescents and young adults: implications for prevention from the Pathobiological Determinants of Atherosclerosis in Youth Study. JAMA. 1999; 281: 727–735.

4. Perrone J., Hollander J. E., De Roos F., Berenson G. S. Cardiovascular risk factors and atherosclerosis in children and young adults. N Engl J Med. 1998; 339: 1083–1084.

5. Berenson G. S., Srinivasan S. R., Bao W., Newman W. P., Tracy R. E., Wattigney W. A. Association between multiple cardiovascular risk factors and atherosclerosis in children and young adults. The Bogalusa Heart Study. N Engl J Med. 1998; 338: 1650–1656.

6. Рarikh N. I., Pencina M. J., Wang T. J., Benjamin E. J., Lanier K. J., Levy D., D’Agostino R. B. Sr., Kannel W. B., Vasan R. S. A risk score for predicting near term incidence of hypertension: the Framingham Heart Study. Ann Int Med. 2008; 148: 102–110.

7. Lurbe E., Cifkova R., Cruickshank J. K., Dillon M. J., Ferreira I., Invitti C., Kuznetsova T., Laurent S., Mancia G., Morales-Olivas F., Rascher W., Redon J., Schaefer F., Seeman T., Stergiou G., Wuhl E., Zanchetti A. Management of high blood pressure in children and adolescents: recommendations of the European Society of Hypertension. J Hypertens. 2009; 27: 1719–1742.

8. Зволинская Е. Ю. Оценка риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у лиц молодого возраста. Кардиология. 2010; 8: 37–47.

9. Леонтьева И. В., Александров A. A., Розанов В. Б. Артериальная гипертензия у детей и подростков. М. 2010. 249 с.

10. Flynn J. T., Daniels S. R., Hayman L. L., Maahs D. M., McCrindle B. W., Mitsnefes M., Zachariah J. P., Urbina E. M. Update: ambulatory blood pressure monitoring in children and adolescents: a scientific statement from the American Heart Association. Hypertension. 2014; 63: 1116–1135.

11. Phillips B. N. The Nature of School Anxiety and Its Relationship to Children’s School Behavior. Psychology in the schools. 1968; 5: 195–204.

12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. М.: Владос. 1996. 529 с.

13. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6 классах. СПб.: Иматон. 2001. 192 с.

14. Белоконь Н. А., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у детей. Руководство для врачей. Т. 1. М.: Медицина. 1987. 448 с.

15. Макаров Л. М. Холтеровское мониторирование. М.: Мед-практика-М. 2000. 340 с.

16. Карпман В. Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. М.: ФиС. 1988. 208 с.

17. Mitchell J. H., Haskell W., Snell P., van Camp S. P. Task Force 8: classification of sports. J Am Coll Cardiol. 2005; 45 (8): 1364–1367.

18. Школьникова М. А., Миклашевич И. М., Калинина Л. А. Норма тивные параметры ЭКГ у детей и подростков. М. 2010. 232 с.

19. Lauer R. M., Clarke W. R., Beaglehole R. Level, trend, and variability of blood pressure during childhood: the Muscatine study. Circulation. 1984; 69: 242–249.

20. George L. M., Williams S. M., Silva P. A. Blood pressure level, trend and invariability in Dunedin children. An 8 year study of a single birth cohort. Circulation. 1990; 82: 1675–1680.

21. Chen X., Wang Y. Tracking of blood pressure from childhood to adulthood: a systematic review and meta regression analysis. Circulation. 2008; 117: 3171–3180.

22. Klumbiene J., Sileikiene L., Milasauskiene Z., Zaborskis A., Shatchkute A. The relationship of childhood to adult blood pressure: longitudinal study of juvenile hypertension in Lithuania. J Hypertens. 2000; 18: 531–538.

23. Association between blood pressure and other factors. In: International collaborative study on juvenile hypertension. Eds. Torok E., Csucas M., Gyarfas J. Budapest: Hungarian institute of Cardiology. 1987. Р. 115–201.

24. Clarke W. R., Schrott H. G., Burns L. T., Sing C. F., Lauer R. M. Aggregation of blood pressure in the families of children with labile high systolic blood pressure. The Muscatine Study. Am J Epidemiol. 1986; 123: 67–80.

25. Александров А. А., Розанов В. Б., Шугаева Е. Н., Зволинская Е. Ю., Пугоева Х. С. Результаты 22-летнего проспективного наблюдения за детьми с нормальным и повышенным артериальным давлением. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2003; 5: 16–23.

26. Розанов В. Б., Александров А. А., Перова Н. В., Шугаева Е. Н., Зволинская Е. Ю. Устойчивость и прогностическое значение нарушений липидного спектра крови в подростковом возрасте: 22-летнее проспективное наблюдение. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2007; 6: 85–93.

27. Klumbiene J., Sakalauskiene G., Milasauskiene Z., Miseviciene I. Role of childhood blood pressure and weight for hypertension in adults. Seminars in Cardiology. 2005; 11: 7–14.

28. Matthews K. A., Manuck S. B., Soab P. G. Cardiovascular responses of adolescents during a naturally occurring stressor and their behavioral and psychophysiological predictors. Psychophysiol. 1986; 23: 198–209.

29. Matthews K. A., Katholi C. R., McCreath H., Williams D. R., Zhu S., Markovitz J. H. Blood pressure reactivity to psychological stress predicts hypertension in the CARDIA study. Circulation. 2004; 110: 74–78.

30. Mark A. L. The sympathetic nervous system in hypertension: a potential long term regulator of arterial pressure. J Hypertens. 1996; 14 (Suppl. 5): 159–165.

31. Esler M. The sympathetic system and hypertension. Am J Hypertens. 2000; 13: 99–105.

32. Kim J. R. Heart rate and subsequent blood pressure in young adults. Hypertension. 1999; 33: 640–646.

33. McNiese K. L., Poffenbarger T. S., Turner J. L., Franco K. D., Sorof J. M., Portman R. J. Prevalence of hypertension and pre-hypertension among adolescents. J Pediatr. 2007; 150: 640–644.

34. Паначев В. Д. Мониторинговые исследования физической подготовки кадетов и диагностика их физического развития. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2009; 2 (48): 67–70.

35. Власова Н. В. Особенности социально-психологической адаптации кадетов-пятиклассников к условиям обучения в кадетской школе-интернате. Известия Саратовского университета. 2015; 15 (1): 79–94.

36. Сасс О. В. Социально-психологическая помощь младшим подросткам в период адаптации к средней школе (на материалах исследования воспитанников 5-х классов школы № 1700 Московского объединенного морского корпуса). Вестник Российского нового университета. 2006; 10: 17–24.


Для цитирования:


Захарова И.Н., Творогова Т.М., Пшеничникова И.И., Школьникова М.А. Особенности суточного профиля артериального давления у здоровых детей в ходе адаптации к обучению в учебных учреждениях разного типа. Педиатрическая фармакология. 2015;12(4):414-421. https://doi.org/10.15690/pf.v12i4.1422

For citation:


Zakharova I.N., Tvorogova T.M., Pshenichnikova I.I., Shkolnikova M.A. Special Features of a 24-hour Arterial Blood Pressure Profile in Healthy Children During the Period of Adaptation to Studying at Different School Types. Pediatric pharmacology. 2015;12(4):414-421. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/pf.v12i4.1422

Просмотров: 296


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1727-5776 (Print)
ISSN 2500-3089 (Online)