Preview

Педиатрическая фармакология

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ТУАЛЕТНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ ОБЩЕЙ ПОПУЛЯЦИИ И СЕМЕЙ С ВЫСОКИМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

https://doi.org/10.15690/pf.v12i2.1278

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования: сравнение основных параметров формирования навыков туалета у детей из семей общей популяции и детей из семей с высоким социально-экономическим статусом. Методы. Проведено анкетирование 1068 родителей детей в возрасте от 2 до 5 лет с помощью специально разработанного опросника. Результаты. Всего обследовано 1012 детей общей популяции (ОП) и 56 детей из семей с относительно высоким социально-экономическим статусом (ВСЭС). Средний возраст детей к моменту начала обучения навыкам туалета в группах оказался одинаковым: 15,17 ± 0,23 мес (группа ОП) и 15,6 ± 0,8 мес (группа ВСЭС). В группе ОП обучение в возрасте ребенка до 1 года жизни начинало 29,5% родителей ― в два раза чаще, чем в группе ВСЭС. Дети из группы высокого социально-экономического статуса завершают обучение примерно на 1,9 мес раньше. Средняя продолжительность обучения туалетным навыкам от самых первых попыток обучения до полного освоения туалетных навыков в группе ВСЭС оказалась более чем на 2 мес короче, чем в группе ОП: 10,5 ± 0,6 против 12,88 ± 0,41 мес (р < 0,05). Выявлены существенные различия в методологии обучения: родители группы ОП более привержены к принудительным высаживаниям ребенка на горшок и более активным действиям при большей вариабельности методологии, тогда как в группе ВСЭС методология более однородна и доминируют техники, ориентированные на выбор ребенка и умеренную активность родительских действий в основной стадии обучения. Заключение. Методология обучения детей навыкам туалета в семьях с высоким социально-экономическим статусом отличается от наиболее популярных в общей популяции. Обучение туалетным навыкам в группе ВСЭС несколько быстрее и завершается также несколько ранее.

 

Об авторах

О. И. Денисова
Научный центр здоровья детей, Москва, Российская Федерация
Россия


Л. С. Намазова-Баранова
Научный центр здоровья детей, Москва, Российская Федерация
Россия


Г. А. Каркашадзе
Научный центр здоровья детей, Москва, Российская Федерация
Россия


А. К. Геворкян
Научный центр здоровья детей, Москва, Российская Федерация
Россия


О. И. Маслова
Научный центр здоровья детей, Москва, Российская Федерация
Россия


М. С. Котлярова
Научный центр здоровья детей, Москва, Российская Федерация
Россия


С. Б. Лазуренко
Научный центр здоровья детей, Москва, Российская Федерация
Россия


С. Н. Зоркин
Научный центр здоровья детей, Москва, Российская Федерация
Россия


Т. А. Константиниди
Научный центр здоровья детей, Москва, Российская Федерация
Россия


М. Л. Лазарев
Научный центр здоровья детей, Москва, Российская Федерация
Россия


С. Д. Поляков
Научный центр здоровья детей, Москва, Российская Федерация
Россия


Список литературы

1. Каркашадзе Г. А., Намазова-Баранова Л. С., Маслова О. И., Лазуренко С. Б., Клочкова У. Н., Зоркин С. Н., Комарова Е. В. Формирование навыков туалета у детей в России. Проблемный анализ. Педиатрическая фармакология. 2012; 9 (2): 99–107.

2. Horn I., Brenner R., Rao M., Cheng T. Beliefs about the appropriate age for initiating toilet training: are there racial and socioeconomic differences? Journal of Pediatrics. 2006, Aug. Р. 165–168.

3. Blum N. J., Taubman B., Nemeth N. Why is the toilet training occurring at older ages? A study of factors assotiated with later training. Journal of Pediatrics. 2004, Jul. Р. 107–111.

4. Berk L. B., Friman P. C. Epidemiologic aspects of toilet training. Clin Pediatr. 1990; 29: 278–82.

5. Horstmannshoff B. E., Regterschot G. J., Nieuwenhuis Е. Е., Benninga M. A., Verwijs W., Waelkens J. J. Bladder control in 1–4 year old children in the Eindhoven and Kempen region (The Netherlands) in 1996 and 1966. Ned Tijdschr Geneeskd. 2003; 147: 27–31.

6. Blum N. J., Taubman B., Nemeth N. Relationship between age at initiation of toilet training and duration of training: A prospective study. Pediatrics. 2003; 111: 810–4.

7. Koc I., Camurdan A. D., Beyazova U., Ilhan M. N., Sahin F. Toilet training in Turkey: the factors that affect timing and duration in different sociocultural groups. Child: Care Health Dev. 2008 Jul; 34 (4): 475–81.

8. Каркашадзе Г. А., Намазова-Баранова Л. С., Маслова О. И., Лазуренко С. Б., Клочкова У. Н., Зоркин С. Н., Комарова Е. В. Форми рование туалетных навыков у детей в Москве. Результаты ретроспективного исследования. Часть I. Педиатрическая фармакология. 2012; 9 (5): 50–59.

9. Каркашадзе Г. А., Намазова-Баранова Л. С., Маслова О. И., Лазуренко С. Б., Геворкян А. К., Зоркин С. Н., Комарова Е. В.,Денисова О. И., Поляков С. Д., Константиниди Т. А. Формирование туалетных навыков у детей в Москве. Результаты ретроспективного исследования. Часть II. Педиатрическая фармакология. 2013; 10 (1): 31–46.

10. Шведовская А. А., Загвоздкина Т. Ю. Социально-экономи ческий статус семьи и психическое развитие ребенка: зарубежный опыт исследования. Психологическая наука и образование. 2013; 1: 65–76.


Для цитирования:


Денисова О.И., Намазова-Баранова Л.С., Каркашадзе Г.А., Геворкян А.К., Маслова О.И., Котлярова М.С., Лазуренко С.Б., Зоркин С.Н., Константиниди Т.А., Лазарев М.Л., Поляков С.Д. ФОРМИРОВАНИЕ ТУАЛЕТНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ ОБЩЕЙ ПОПУЛЯЦИИ И СЕМЕЙ С ВЫСОКИМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Педиатрическая фармакология. 2015;12(2):156-165. https://doi.org/10.15690/pf.v12i2.1278

For citation:


Denisova O.I., Namazova-Baranova L.S., Karkashadze G.A., Gevorkyan A.K., Maslova O.I., Kotlyarova M.S., Lazurenko S.B., Zor'kin S.N., Konstantinidi T.A., Lazarev M.L., Polykov S.D. Toilet Training of Children from the General Population and From Families with a High Social and Economic Status. Comparative Research. Pediatric pharmacology. 2015;12(2):156-165. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/pf.v12i2.1278

Просмотров: 292


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1727-5776 (Print)
ISSN 2500-3089 (Online)