Preview

Педиатрическая фармакология

Расширенный поиск

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ НОРМАТИВЫ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЗДОРОВЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 8–17 ЛЕТ, ОБСЛЕДОВАННЫХ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ «ПСИХОМАТ»

https://doi.org/10.15690/pf.v9i2.255

Полный текст:

Аннотация

Представлены результаты исследования когнитивных функций, их возрастной динамики и гендерных различий, выявляемых с помощью компьютерного психофизиологического комплекса КПФК-99 «Психомат» у здоровых школьников различных возрастных групп. В исследование включен 241 ребенок в возрасте от 8 до 17 лет (52% девочек и 49% мальчиков). Средний возраст наблюдаемых школьников составил 11,8 лет. Получены нормативы когнитивной деятельности здоровых школьников с шагом в 1 год, что позволяет оценивать ее в объективном количественном выражении. Доказана невозможность объединения детей в сборные возрастные группы (такие как младший, средний и старший школьный возраст) по нормативам когнитивных функций. Разработана модель оценки когнитивных функций по параметрам компьютерного психофизиологического комплекса. Доказано равномерное повышение результативности выполнения заданий по мере взросления детей, что свидетельствует о плавном совершенствовании когнитивных функций ребенка на всем протяжении школьного возраста. Отсутствие достоверного гендерного различия когнитивной деятельности у детей одного возраста (по использованным в работе методикам) свидетельствует о возможности совместного обучения мальчиков и девочек в школе. 

Об авторах

О. И. Мурадова
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Россия

аспирант отделения восстановительного лечения детей с аллергическими болезнями и заболеваниями органов
дыхания ФГБУ «НЦЗД» РАМН



Л. С. Намазова-Баранова
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва


Р. М. Торшхоева
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Россия


Г. А. Каркашадзе
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
Россия


О. А. Ширяева
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 120, Москва
Россия


Список литературы

1. Намазова-Баранова Л. С., Каркашадзе Г. А., Маслова О. И. Актуальные проблемы диагностики и лечения легких когнитивных нарушений у детей. Педиатрическая фармакология. 2011; 5 (8): 6-12.

2. Маслова О. И., Горюнова А. В., Студеникин В. М. Современные методы изучения психофизиологических функций. Пособие для врачей. Москва. 2006.

3. Намазова-Баранова Л. С., Гогберашвили Т. Ю., Каркашадзе Г. А. и др. Нейропсихологические методы в педиатрии: возможности и перспективы применения. Педиатрическая фармакология. 2011; 6 (8): 83-87.

4. Намазова Л. С., Кузенкова Л. М., Томилова А. Ю. и др. Когнитивные функции и качество жизни у детей с аллергическим ринитом: Пособие для врачей. Москва. 2007. С. 55.

5. Торшхоева Р М., Ботвиньева В. В., Тагизаде Т. Г. и др. Часто болеющие дети мегаполисов: лечение и профилактика острых респираторных инфекций. Педиатрическая фармакология. 2006; 1: 13-17.

6. Намазова Л. С., Томилова А. Ю., Кузенкова Л. М. и др. Коррек¬ция нарушений когнитивной сферы у детей с аллергическим ринитом. Вопросы современной педиатрии. 2007; 2 (6): 123-126.

7. Подклетнова Т. В. Особенности неврологических, когнитив¬ных и психоэмоциональных нарушений у больных с ювенильным артритом. Автореф. дис.... канд. мед. наук. Москва. 2011. С. 27.

8. Викторов В. А., Матвеев Е. В. Приборы и комплексы для психофизиологических исследований. Исследования, разработка, применение. М.: ЗАО «ВНИИМП-ВИТА». 2002. С. 228.

9. Маслова О. И., Суденикин В. М., Балканская С. В. Применение препарата Пантогам сироп для улучшения когнитивных функций у детей. Москва: Пик-фарма. 2006. С. 24.

10. Баранов А. А., Кучма, В. Р, Сухарева Л. М. и др. Нормативы физического развития, показателей психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, школьной адаптации и вегетативной лабильности, деятельности сердечно¬сосудистой системы подростков 15-16 лет. Пособие для врачей. Москва. 2004.

11. Головкина И. Д., Дзюба С. В., Днепрова Л. И. и др. Физиологические показатели когнитивных (познавательных) функций детей школьного возраста (память, внимание, вос¬приятие, аналитико-синтетические процессы, психомоторная деятельность) тестовыми компьютерными системами «Ритмотест», «Мнемотест», «Бинатест». Методические рекомендации. Москва. Правительство Москвы. Комитет здравоохранения. 1997.

12. Баранов А. А. Физиология роста и развития детей и подростков. М.: НЦЗД РАМН. 2000: 584.

13. Кулвер В., Никандоров В. В. Психология: учебник. Москва. 2009. С. 1008.

14. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. Москва: МГУ. 1985. С. 181.

15. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Москва: Академия. 2008. С. 88-128.


Для цитирования:


Мурадова О.И., Намазова-Баранова Л.С., Торшхоева Р.М., Каркашадзе Г.А., Ширяева О.А. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ НОРМАТИВЫ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЗДОРОВЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 8–17 ЛЕТ, ОБСЛЕДОВАННЫХ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ «ПСИХОМАТ». Педиатрическая фармакология. 2012;9(2):89-98. https://doi.org/10.15690/pf.v9i2.255

For citation:


Muradova O.I., Namazova-Baranova L.S., Torshhoeva R.M., Karkashadze G.A., Shiryaeva O.A. QUANTITATIVE STANDARDS OF COGNITIVE ACTIVITY IN HEALTHY RUSSIAN SCHOOL CHILDREN AGED 8–17 YEARS WHO WERE EXAMINED USING A TEST COMPUTER SYSTEM «PSYCHOMAT». Pediatric pharmacology. 2012;9(2):89-98. https://doi.org/10.15690/pf.v9i2.255

Просмотров: 209


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1727-5776 (Print)
ISSN 2500-3089 (Online)