Preview

Педиатрическая фармакология

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (С.А. Немкова, О.И. Маслова, Г.А. Каркашадзе, А.М. Мамедъяров)

https://doi.org/10.15690/pf.v10i2.652

Полный текст:

Аннотация

В статье подробно освещаются психологические аспекты комплексной медико-социальной реабилитации детей-инвалидов с церебральным параличом. Резидуально-органическая церебральная недостаточность при детском церебральном параличе  может являться основой для развития как когнитивных расстройств, так и психогенных реакций, патологических формирований личности ввиду воздействия неблагоприятных психосоциальных влияний, обусловленных нарушениями двигательных и психических функций, что необходимо учитывать при проведении реабилитационных мероприятий. Авторами рассмотрены актуальные проблемы диагностики и лечения психологических нарушений при детском церебральном параличе, предложена система комплексной реабилитации психической патологии при данном заболевании, направленная на коррекцию психоэмоциональных, когнитивных и поведенческих расстройств, а также восстановление социальной адаптации детей и подростков с церебральным параличом.


Об авторах

С. А. Немкова
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва, Российская Федерация
доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, старший научный сотрудник отделения когнитивной педиатрии НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения НЦЗД РАМН


О. И. Маслова
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва, Российская Федерация


Г. А. Каркашадзе
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва, Российская Федерация


А. М. Мамедъяров
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва, Российская Федерация


Список литературы

1. Немкова С. А., Намазова-Баранова Л. С., Маслова О. И. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: Учебно-методическое пособие. М., 2012. 56 с.

2. Лильин Е. Т., Доскин В. А. Детская реабилитология. М.: Литтерра. 2011. 630 с.

3. Немкова С. А., Заваденко Н. Н., Намазова-Баранова Л. С. И др. Диагностика и коррекция когнитивных расстройств у детей с церебральным параличом: Учебно-методическое пособие. М., 2011. 32 с.

4. Ito J., Araki A., Tanaka H., Tasaki T., Cho K. Intellectual status of children with cerebral palsy after elementary education. Pediatric Rehabilitation. 1997; 1 (4): 199–206.

5. Савина М. В. Проблемы психического развития детей и подростков с детским церебральным параличом. Международный медицинский журнал. 2010; 3.

6. Немкова С. А., Маслова О. И., Заваденко Н. Н., Карка шадзе Г. А. Особенности диагностики и реабилитации когнитивных расстройств у детей с церебральным параличом. Детская и подростковая реабилитация. 2012; 1: 14–16.

7. Немкова С. А., Маслова О. И., Каркашадзе Г. А. и др. Педиатрическая фармакология. 2012; 3.

8. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев: Вища школа. 1987. 269 с.

9. Вассерман Е. Л., Катышева М. В. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1998; 2: 45–52.

10. Немкова С.А., Намазова-Баранова Л.С., Маслова О.И., Заваденко Н.Н., Холин А.А., Каркашадзе Г.А., Мамедьяров А.М., Нестеровский Ю.Е., Говорун С.В. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений. Учебно-

11. методическое пособие. М.: Союз педиатров России. 2012. 60 с.

12. Калижнюк Э. С. Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1983; 83 (10): 1552–1556.

13. Левченко И. Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации. Автореф. дис. … докт. псих. наук. М., 2001.

14. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.

15. Баранов А.А., Клочкова О.А., Куренков А.Л., Намазова-Баранова Л.С., Никитин С.С., Артеменко А.Р., Мамедъяров А.М. Педиатрическая фармакология. 2012; 9 (6): 24–32.

16. Лебедев В. Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами. М., 1991.

17. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психо-коррекции. СПб.: Изд-во СпбГУ. 2001. 158 с.

18. Мастюкова Е. М. Дети с церебральным параличом. Специальная психология. Под ред. В. И. Лубовского. М., 2003.

19. Поппандова М. Ю. Исследование некоторых гностико-праксических функций у детей, страдающих церебральным параличом, в связи с задачами восстановительной терапии. Автореф. дис. … канд. мед. наук. Л., 1971.

20. Козявкин В. И., Шестопалова Л. Ф. Психологическое обследование детей с органическими поражениями центральной нервной системы, в том числе с детскими церебральными параличами: Методические рекомендации. Харьков.1995. 21 с.

21. Jenks K. M., de Moor J., van Lieshout E. C., Maathuis K. G., Keus I., Gorter J. W. The effect of cerebral palsy on arithmetic accuracy is mediated by working memory, intelligence, early numeracy, and instruction time. Developmental Neuropsychology. 2007; 32 (3): 861–79.

22. Маслова О. И. Динамика клинических синдромов органических поражений нервной системы у детей при длительной реабилитации. Автореф. дис. … докт. мед. наук. М., 1992.

23. Мамайчук И. И., Умханов Х. А. Ортопедия, травматология и протезирование. 1986; 11: 58–61.

24. Лаврентьева А. Н. Социально-бытовая адаптация детей с церебральными параличами в условиях реабилитационного учреждения. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Якутск. 2002. 23 с.

25. Баранов А.А., Маслова О.И., Намазова-Баранова Л.С. Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков. Вестник Российской академии медицинских наук. 2012; 8: 26–33.

26. Мастюкова Е. М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениям опорнодвигательного аппарата. Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика. 1985. С. 70–89.

27. Кириченко Е. И. Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1983; 9: 1390–1394.

28. Калижнюк Э. С. Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1985; 3.

29. Тюрин А. В. Психологическая адаптация инвалидов с последствиями детского церебрального паралича. Автореф. дис. …канд. псих. наук. Москва. 2000. 26 с.

30. Раменская О. Л. Психологическое исследование личности дошкольников с церебральным параличом. Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 1979. 23 с.

31. Ипполитова М. В., Чернобровкина Е. Д. Педагогам и воспитателям о детях с отклонениями в развитии. Методическое пособие. М.: ИКП РАО. 1994. 80 с.

32. Левченко И. Ю., Кузнецова Г. В. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. М., 1991.

33. Крыжко Е. В. Личностно-ориентированная психологическая коррекция подростков с церебральным параличом. Автореф. дис. … канд. псих. наук. СПб., 2009.

34. Фадеева Е. В. Влияние двигательной патологии на личностное развитие подростков с церебральным параличом. Автореф. дис. … канд. псих. наук. Н. Новгород. 2010.

35. Приходько О. Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом. Автореф. дис. … докт. пед. наук. Москва. 2009.

36. Немкова С. А., Кобрин В. И., Сологубов Е. Г. и др. Неврологический журнал. 2000; 2: 20–24.

37. Левченко И. Ю., Павловская Н. Т. Коррекционная педагогика. 2006; 2 (14): 5–12.

38. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М.: Просвещение. 1989. 77 с.

39. Немкова С. А., Маслова О. И., Заваденко Н. Н. Социальная педиатрия и реабилитология. 2012; 1.

40. Nemkova S. A., Maslova O. I., Zavadenko N. N. The use of space technologies for the rehabilitation of the cognitive disorders in children with cerebral palsy. Europaediatrics-2011. Viena. 2011.

41. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М.: Кодекс. 2007. 616 c.

42. Целевич Т. И. Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича на этапе его подготовки к школьному обучению. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск. 2008.

43. Использование препаратов ботулотоксина А в комплексной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Пособие для врачей. Под ред. Е. Т. Лильина. Москва. 2008. 96 с.

44. Клочкова О.А., Куренков А.Л., Намазова-Баранова Л.С., Мамедъяров А.М. Ранний опыт применения ботулинотерапии у детей со спастическими формами ДЦП с поражением верхних конечностей. II ежегодная междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей» 15–16 ноября 2012 года. Материалы конференции. С. 83–84.__


Для цитирования:


Немкова С.А., Маслова О.И., Каркашадзе Г.А., Мамедъяров А.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (С.А. Немкова, О.И. Маслова, Г.А. Каркашадзе, А.М. Мамедъяров). Педиатрическая фармакология. 2013;10(2):107-126. https://doi.org/10.15690/pf.v10i2.652

For citation:


Nemkova S.A., Maslova O.I., Karkashadze G.A., Mamed'yarov A.M. PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF COMPLEX MEDICAL AND SOCIAL REHABILITATION OF DISABLED CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY. Pediatric pharmacology. 2013;10(2):107-126. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/pf.v10i2.652

Просмотров: 905


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1727-5776 (Print)
ISSN 2500-3089 (Online)