Preview

Педиатрическая фармакология

Расширенный поиск

Метгемоглобинемия, ассоциированная с приемом бензокаина. Клинический случай

https://doi.org/10.15690/pf.v15i5.1962

Полный текст:

Аннотация

В статье представлено описание клинического случая развития тяжелой, угрожающей жизни метгемоглобинемии у пациента с дистрофической формой врожденного буллезного эпидермолиза на фоне приема препарата, содержащего бензокаин. Приведены современные данные о классификации, патогенезе, клиническом течении и способах терапии указанного состояния. Многие вещества и лекарства, являющиеся метгемоглобинобразователями, широко распространены и могут вызывать хроническую метгемоглобинемию. Острая тяжелая метгемоглобинемия сопровождается угрожающими жизни органными нарушениями. Диагностика метгемоглобинемии в ряде случаев может быть затруднена в силу полиморфизма клинической картины, необходимости лабораторного подтверждения диагноза, которое может быть не выполнено в случае отсутствия должной настороженности. Представленный клинический случай будет полезен для врачей различных специальностей.

Об авторах

Р. Ф. Тепаев
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей; Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)
Россия

Тепаев Рустэм Фаридович, доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской ревматологии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет); заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России

119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62



В. А. Вишневский
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей
Россия
Москва


С. А. Кузин
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей
Россия
Москва


Ю. В. Савлук
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей
Россия
Москва


О. Б. Гордеева
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей
Россия
Москва


А. В. Пыталь
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей
Россия
Москва


Н. Н. Мурашкин
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет); Центральная государственная медицинская академия Управления делами Президента Российской Федерации
Россия
Москва


Список литературы

1. Denshaw-Burke М, DelGiacco E, Curran AL, et al. Methemoglobinemia: practice essentials, background, pathophysiology [Internet]. 2017 [cited 2017 Nov 14]. Available from: https://emedicine.medscape.com/article/204178-overview#a3.

2. Kwok S, Fischer JL, Rogers JD. Benzocaine and lidocaine induced methemoglobinemia after bronchoscopy: a case report. J Med Case Rep. 2008;2:16. doi: 10.1186/1752-19472-16.

3. Gay HC, Amaral АP. Acquired methemoglobinemia associated with topical lidocaine administration: a case report. Drug Saf Case Rep. 2018;5(1):15. doi: 10.1007/s40800-018-0081-4.

4. Kumar AR, Dunn N, Naqvi M. Methemoglobinemia associated wl a prilocaine-lidocaine cream. Clin Pediatr. 1997;36(4):239–240. doi: 10.1177/000992289703600410.

5. Chegondi M, Ten I, Totapally B. Dapsone-induced methemoglobinemia in a child with end-stage renal disease: a brief review. Cureus. 2018;10(4):e2513. doi: 10.7759/cureus.2513.

6. Kuiper-Prins E, Kerkhof GF, Reijnen CG, van Dijken PJ. A 12-dayold boy with methemoglobinemia after circumcision with local anesthesia (lidocaine/prilocaine). Drug Saf Case Rep. 2016;3(1):12. doi: 10.1007/s40800-016-0033-9.

7. Canning J, Levine M. Case files of the medical toxicology fellowship at Banner Good Samaritan Medical Center in Phoenix, AZ: methemoglobinemia following dapsone exposure. J Med Toxicol. 2011;7(2):139–146. doi: 10.1007/s13181-011-0151-9.

8. Wright RO, Lewander WJ, Woolf AD. Methemoglobinemia: etiology, pharmacology, and clinical management. Ann Emergmed. 1999;34(5):646–656. doi: 10.1016/S0196-0644(99)70167-8.


Для цитирования:


Тепаев Р.Ф., Вишневский В.А., Кузин С.А., Савлук Ю.В., Гордеева О.Б., Пыталь А.В., Мурашкин Н.Н. Метгемоглобинемия, ассоциированная с приемом бензокаина. Клинический случай. Педиатрическая фармакология. 2018;15(5):396-401. https://doi.org/10.15690/pf.v15i5.1962

For citation:


Tepaev R.F., Vishnevskiy V.A., Kuzin S.A., Sergey I.V., Gordeeva O.B., Pytal A.V., Murashkin N.N. Benzocaine-Induced Methemoglobinemia. A Clinical Case. Pediatric pharmacology. 2018;15(5):396-401. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/pf.v15i5.1962

Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1727-5776 (Print)
ISSN 2500-3089 (Online)